«Правильная речь открывает человеку новый мир»
Н. М. Карамзин
Людям было бы сложнее находить общий язык, если бы не представители этой профессии.
Логопед - это человек, который изучает причины и способы корректировки речи. Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют подобные проблемы.
Некоторые малыши сами с ними справляются, других же приходится лечить с помощью специалиста. Поинтересуйтесь у ваших родителей - может и вы были пациентом логопеда в детстве.
Эта профессия относительно новая, поэтому в прошлом дефекты речи, скорее всего, не воспринимались как сильное отклонение от нормы. У большинства людей такие проблемы проходили сами по себе годам к 7 - 8, а остальные же так и изъяснялись, как получалось.
Первыми корректировать речь пытались в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то такую дисфункцию исправить не пытались, по-видимому, считая это нормой. От нехватки знаний, дефекты речи считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами. Только к средине ХХ столетия логопеды все чаще начали обращать внимание на психологическое подспорье такой проблемы.
С помощью специально подобранных упражнений логопед учит говорить людей правильно: не в нос, не картавя, четко проговаривая букву "Р" и т.п. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков и дает упражнения на дом - тренировочные тексты и скороговорки.
Многие ошибочно считают, что работа учителя – логопеда заключается только в исправлении звукопроизношения. Но, это далеко не так. На своих занятиях логопед, помимо, коррекции звукопроизношения, работает над слоговой структурой слова (порой приходится произнести одно слово до 60-ти раз, что бы автоматизировать его в речи ребёнка с ТНР), формирует фонематические процессы, ведёт работу по накоплению словарного запаса, развитию связной речи. Логопед работает не только над коррекцией устной и письменной речи, но и развивает психические процессы ребёнка.
Логопеда можно, не боясь ошибиться, назвать врачом, хотя готовит логопедов педагогический институт.
- Это - доктор, использующий вместо таблеток - гимнастику и упражнения;
- Вместо уколов - интуицию и тонкое, совершенное знание законов речи и современного русского языка.
- Это - доктор, обладающий прекрасной дикцией вместо хирургических инструментов.
- Доктор, имеющий красивый голос и умеющий им владеть.
- Доктор, лечащий таинственные зоны человеческой речи.
- Доктор, который должен переделать привычки мозга;
- Он должен точно знать строение и оттенки каждого звука речи;
- Он должен обладать искусством красноречия, убеждения, разьяснения.
- Доктор, в полной мере использующий педагогические и психологические знания и навыки.
- Доктор, улучшающий вашу внешность без хирургии и химии.
- Доктор, избавляющий от переживаний и комплексов, мучающих вас частенько.
- Доктор, с помощью которого узнаёшь: что такое жить, пользуясь ясной и чистой дикцией.
- Логопед - это доктор, лечащий слово - словом.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Уважаемые родители, помните!
- 1. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
- 2. Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье.
- 3. Речь отца, матери и всех членов семьи - это первый образец, которому подражает ребенок.
Родители!
Вы - первые учителя родного языка для своего ребенка!
Семья - первая школа!
«И тогда он будет говорить хорошо…»
- Начнем с Вас…
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него.
Поэтому, даже если Вы молчаливы от природы, все равно говорите с малышом.
Сопровождайте свои действия словами!
- Встреча взглядов…
Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Если Вы видите, что ребенок видит и слушает Вас, озвучивайте каждую происходящую с ним ситуацию.
Если малыш еще очень плохо говорит, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
- Говорите четко…
Доказано, что дети очень чувствуют интонации, поэтому каждое слово старайтесь произносить как можно выразительнее.
Говорите просто, но внятно проговаривая каждое слово.
- То же, но по-разному…
Если Вы хотите, чтобы ребенок понял и запомнил какое-нибудь новое слово, употребляйте его много раз, но в разных ситуациях и контекстах, а также меняйте порядок слов в предложении.
Например, мама пришла с работы; с работы пришла мама; мама с работы пришла.
Такое упражнение поможет ребенку понять, что фразы состоят из отдельных слов.
- Уважайте его попытки говорить…
Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ребенку необходимо слышать себя.
В связи с этим, в те моменты, когда малыш пытается говорить, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать себя и Вас.
- Развивайте фонематический слух…
Развивайте фонематический слух, побуждая ребенка различать слова, которые отличаются всего одним звуком (дочка-точка, бочка-почка, дом-том, крыша-крыса и многие другие).
- Пальчики помогают речи…
Мелкая моторика, то есть точные движения пальцев рук, тесно связаны с развитием правильной речи у ребенка.
«Пальчиковый театр», рисование, лепка, аппликации, конструирование, игры с мелкими предметами – все это поможет дальнейшему развитию речи, а в будущем – и письму.
- Читайте, читайте, читайте…
Читайте короткие стихотворения, сказки, рассказы.
Можно перечитывать произведения несколько раз, так как ребенок лучше усваивает текст, который слышал уже не единожды.
По возможности лучше разыгрывать рассказы, стихотворения; читать по ролям, выполнять действия с предметами.
Пусть ребенок помогает Вам – играет, трогает задействованные игрушки. После того, как малыш почувствует ритм стихотворения, можно попробовать не договаривать последнее слово в каждой строке – пускай попробует самостоятельно вспомнить его.
Чтобы ребенок быстрее усваивал ритм какого-либо стихотворения, можно как можно чаще петь с ним простые и ритмичные песенки.
- Только Вы…
Уважаемые родители! Помните!
Только Вы и Ваша вера в силы и способности ребенка помогут ему гармонично развиваться.
Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
document Шпаргалка для родителей (20 KB)
document Стихотворения (40 KB) document Составление домашней библиотеки (453 KB)
document Составление домашней библиотеки (453 KB)
document Совет логопеда (29 KB)
document Речевые игры для дошколят (22 KB)
document Речевая готовность ребенка к школе (120 KB)
document Распространенные ошибки родителей (322 KB)
document Раннее обучение чтению (248 KB)
document Развитие связной речи у дошкольников (38 KB)
document Развитие речи детей второго года жизни (15 KB)
document Развитие движений рук (58 KB)
document Развиваем мелкую моторику (40 KB)
document Помощь родителей (170 KB)
document Обогащение активного словаря. Игра найди общее слово (850 KB)
document Найдем время для игры (46 KB)
document Неправильное дыхание (134 KB)
document Воспитание речевого слуха (160 KB)
document Взаимодействие с семьей (33 KB)
document Весело играем свою речь развиваем (32 KB)
document Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи (82 KB)
document Мой ребенок левша (127 KB)
document Консультация Развитие речи (20 KB)
document Картотека фонематических потешек (5.92 MB)
document Картотека на формирование слоговой структуры слова (944 KB)
document Как учить стихотворение (47 KB)
document Как самим придумать пальчиковую игру (32 KB)
document Игры на фонематику (25 KB)
document И тогда он будет говорить хорошо (17 KB)
document 7 советов логопеда от 0 до 3х с половиной лет. (104 KB)